ВЫДОХ - Международный форум поэзии
РоссияУкраинаБеларусьКазахстанЭстонияДанияИзраильСША

ВЫДОХ - международный форум поэзии

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ВЫДОХ - международный форум поэзии » Новости литературного мира » Кьеркегор(философия экзистенциализма)


Кьеркегор(философия экзистенциализма)

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или —или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог —совершенен, человек — нет.

Отчаяние

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Экзистенциализм

В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

0

2

"Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода" - по-моему, наиболее оригинальная и правдивая идея всего трактата. Если вдуматься, существует обратная пропорциональность между этими двумя величинами (страхом и свободой). И таким образом, абсолютно свободным является тот человек, который смог навсегда избавиться от любого вида страха. И, соответственно, наоборот)...Хотя, что мы знаем? Только то, что ничего не знаем).

0

3

Только что прочитала, что настоящая свобода- это свобода от необходимости самоутверждатья и  от желания быть признаным.

0

4

Вот в состоянии этой настоящей свободы Мартин Иден и вылез через иллюминатор.

0

5

Ветренная Ведьма написал(а):

Только что прочитала, что настоящая свобода- это свобода от необходимости самоутверждатья и  от желания быть признаным.

Правильно. "Пишу для себя. Печатаюсь для денег." (или что-то вроде того, но зато - А.С.П.)
Хотя, необходимость и есть неОБХОДимость. И если можно не пройти сквозь неё (а вернее, врезаться в неё), а "пролететь над" ней, тогда то, что называется самоутверждением будет называться утверждением истины, и никто это не оспорит.

Ира, честное слово, никак и никогда Вас не подкалывал. Скорее, себя. Не сердитесь. И сейчас Вас не подкалываю. Вернее, не Вас подкалываю. А снова - себя.

0

6

Не хватало еще, что бы Вы оправдывались. Всегда приятно беседовать с умным человеком.

0

7

Ну если в одну кучу экзистенциализм и С. К., тогда туда же - Паскаля, Монтеня, Макиавелли и еще, и еще - вплоть до Зенона со всеми  его стоиками. А там как же Лао Цзы забыть с Конфуцием впридачу,  почему б нет? Куча получится большая, из имен достойных мужей состоящая, но это будет всего лишь куча. А в голове - каша

А свобода возможна лишь - от собственной свободы, то есть - от этой самой каши, в частности. по-моему так))

Отредактировано Плоскиня-Бродник (2013-05-25 20:31:39)

0

8

Плоскиня-Бродник написал(а):

А свобода возможна лишь - от собственной свободы, то есть - от этой самой каши, в частности.

Ну дык, каша то - имманентна, а не гречнева.

0

9

Я ж не в претензиях. Просто с каши начинается известный тебе борщ)

0

10

и потом имманентнее гречневой каши - лишь перловка, ныне запрещенная))))

0

11

Плоскиня-Бродник написал(а):

ныне запрещенная

Кем?!!!За что?!!!! За трансцендентность и сочувствие Дазайну?!!!!! Нихт слов!

Отредактировано Орлов-Хандриков (2013-05-30 20:18:06)

0

12

Анатолием Сердюковым, также, в свою очередь, запрещенным ныне http://www.kolobok.us/smiles/standart/acute.gif

0

13

А как насчёт встретиться? См в ЛС.

0

14

я ответил же!!!!!!

0

15

Плоскиня-Бродник написал(а):

вплоть до Зенона со всеми  его стоиками.

Млин! Прочёл же "со всеми его стойками"! Ну, думаю, эллинистическая камасутра! Апорнография.

Отредактировано Орлов-Хандриков (2013-05-25 21:35:50)

0

16

Плоскиня-Бродник написал(а):

я ответил же!!!!!!

Не разгадал я! Стар становлюсь! Тёмен и дремуч! Просвети район поисков ответа!

0

17

ухожу, ухожу http://www.kolobok.us/smiles/standart/boredom.gif

0

18

Вот жеж Гераклит ты! Тот самый!

0

19

Неееет, "тот самый" - Мюнхгаузен. А Гераклит - эфесский http://www.kolobok.us/smiles/standart/acute.gif

0

20

Гераклит. Эфесский. Он же Тёмный. Особые приметы и т. д.

Твоё ЛС (я так понял, что второе и первое дошедшее) получил. И даже ответил.
Влад.

Отредактировано Орлов-Хандриков (2013-05-25 21:45:41)

0

21

Мальчики балуются.

0


Вы здесь » ВЫДОХ - международный форум поэзии » Новости литературного мира » Кьеркегор(философия экзистенциализма)